В январе текущего года выдача «займов до зарплаты» достигла антирекордных значений — 2,18 млн займов, что является самым низким показателем с начала 2021 года. Это указывает на уменьшение спроса на такие займы, что может привести к поиску микрофинансовыми компаниями альтернативных способов монетизации.

Ситуация сохраняется и в настоящее время, и эксперты, опрошенные «Коммерсантом», указывают на регуляторную политику Центрального банка и изменение финансового поведения граждан в сторону сберегательной модели, которые стали причинами завершения периода активного роста в сегменте микрозаймов.

Микрофинансовые компании будут искать новые источники поиска клиентов и предлагать различные продукты для любой жизненной ситуации, чтобы удержать уже имеющихся клиентов. Некоторые эксперты полагают, что будут развиваться BNPL- и POS-займы, а также виртуальные кредитные карты с предоплаченным лимитом. Однако другие считают, что появление качественно новых продуктов в сфере микрокредитования маловероятно.

Макропруденциальные лимиты, установленные Центральным банком, привели к перенастройке скоринга и снижению объемов выдач. С 1 июля 2023 года начнет действовать ставка 0,8%, что может привести к возникновению новых источников некредитного заработка и монетизации клиентских баз крупными компаниями. Это может включать монетизацию клиентов путем вступления в коллаборацию с партнерами или перекладывание части комиссии на самих заемщиков.

Новые продукты в сфере микрокредитования могут появиться, где МФО будут выступать в качестве посредников и получать комиссионный доход, но это возможно только в рамках действующих практик Банка России по борьбе с мисселингом. Вариантов, на самом деле, не так много.